Слово Божие выше авторитета человеческого

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 28 сентября 2024 г., в день памяти великомученика Никиты Готфского (ок. 372).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие братья и сёстры! Сегодня за Божественной Литургией мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Матфея, из той его части, где Господь Иисус Христос произносит обличительные слова в адрес вождей иудейского народа - фарисеев-книжников. Господь говорит Своим ученикам: "Всё то, что они вам говорят, делайте и исполняйте, по словам их поступайте, по делам же их вслед не ходите, потому что они учат и не делают. И пусть у вас не будет никаких других учителей, отцов, наставников кроме как Христа Господа. Един у вас учитель - Христос, един Отец у вас на небесах".

Вот эти слова, конечно, непросто нам с вами усвоить и воспринять. Давайте над ними немножечко поразмышляем. Действительно, приходя сейчас в храм Божий, мы видим немножечко не то же самое, что видели люди в синагогах, но в общем и целом, понятное дело, что современные наставники христиан - это не то же самое, что наставники иудейского народа. Но в общем это указание - "то, что они вам говорят, делайте, а по их стопам не поступайте" - оно, к сожалению, не теряет своей актуальности, потому что и все те, кто поставлены наставниками - и священниками, и проповедниками, и учителями - и все они грешные люди, и все они зачастую не дотягивают до того учения, которое Господь заповедовал нам, и из них же первый есмь аз.

Что же нам делать? Неужели отвергнуть всякое наставление? Тогда можно заблудиться и запутаться в этом мире, если не иметь каких-то ориентиров, видимых среди людей. Но Господь даёт нам на этот счёт правильное указание. Он не говорит: "Отвергните всякий авторитет, в том числе в духовной жизни", но Он говорит: "Всё, что они вам говорят, делайте и исполняйте".

И если мы с вами посмотрим на пример святых угодников Божьих, мы можем увидеть, что очень часто святые люди вырастали не в той среде, где вокруг тоже все были святые, и вот им уподобляясь, человек делался святым. Но, напротив, часто бывало так, что человек находился рядом с людьми совсем не достойными, в том числе, с людьми лицемерными и гордыми, превозносившимися тем, что им не принадлежало, но всё равно человек вырастал в святость. Происходило это по той причине, что Закон евангельский такие люди, которых мы называем святыми, ставили выше, чем авторитет человеческий. И если удавалось найти добрый пример, хороший пример среди людей, то относились к этому как к дару Божьему, как к некой подсказке от Господа. Если же видели впадавших в грехи, в том числе, грехи лицемерия, лжи, противоречия тому, что говорилось, не смущались, но видели в первую очередь наставником своим Христа.

Вот в этом нам, дорогие, надо, конечно, поучиться, потому что насколько часто бывает так, что мы не хотим ставить самым высоким авторитетом именно Христа. Для нас слово какого-то проповедника является истиной высшей инстанции. Но всё это не более чем подсказка, а главным ориентиром всё-таки для нас должно оставаться Слово Божие - то, чему людей учил Господь Иисус Христос. Потому, дорогие, будем со вниманием читать Слово Божие, чтобы действительно наставником и учителем нашим был Христос, потому что не про то эти слова в первую очередь, что нужно в христианском обществе, чтобы не было учителей, наставников и отцов. Это легко проверяется: во всей истории Церкви не было никогда такого периода, начиная с самых апостольских времён до сего дня, когда в христианском обществе не было отцов, наставников и учителей. Не было такого периода, всегда они были - и учителя, и наставники, и отцы. И апостолы - апостол Павел, в частности - отцом называет себя по отношению к тем, кого он привёл к вере. И многие другие примеры имеем того, как дальше и в дальнейшей истории Церкви отцами называли тех, кто были в вере и в аскетической жизни примером.

Так что это, в общем-то, не про то история, что нужно забыть слово "отец", или забыть слово "наставник", или забыть слово "учитель" - если мы так поступим, на самом деле, слово это потеряет свою силу, мы перестанем вообще понимать, что же есть отец, что же есть наставник и учитель, но помнить христиане непременно должны о том, кто истинно имеет право называться отцом, наставником и учителем. И никогда никого не ставить на Его место. Вот в этом заключается истинный дар рассуждения духовного, и, пожалуй, если мы научимся так поступать, то кого бы мы ни видели перед собой в качестве наставника и учителя, Христос всё равно будет подлинным нашим учителем. Будем же, дорогие, Христовыми учениками. Не позволим ни на кого, даже очень кого-то хорошего, променять своё ученичество Христу. Пускай всё остальное будет вторично, а Христос будет в первую очередь для каждого из нас. Аминь. 

Аудио