Горчичное зерно
Образ горчичного зерна неоднократно упоминается Христом в притчах:
"Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас"
(Мф. 17:20)
"И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные".
(Мк. 4:30-32)
"Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас".
(Лк. 17:6)
Горчица - поистине универсальное растение, которое используется в кулинарии (в качестве приправы, в виде салата, в маринадах - её семена не только придают заготовкам остроту, но и предохраняют их от появления плесени), в медицине (как отличное разогревающее и бактерицидное средство входит в состав горчичников), горчичной пастой моют посуду, используют в качестве сидерата (улучшает состояние почвы) и инсектицида (эффективно действует на листогрызущих насекомых). Горчичное масло применяется в хлебопекарной, кондитерской и фармацевтической промышленности. Даже шелуху используют - как топливо.
Существуют разные виды горчицы: белая, сизая (сарептская) и чёрная. Они отличаются как по внешнему виду, так и по области применения. Но что их всех объединяет - это крошечный размер семян. Тот, кто когда-либо сеял горчицу, наверняка обратил внимание, что её зёрнышки размером с маковые: "когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле".
По всей видимости, сравнивая Царство Божией с горчицей, Господь имел в виду горчичное дерево, а не известное нам однолетнее, травянистое растение, которое достигает в высоту до 240 см - хоть и высокое, но вряд ли может служить укрытием для птиц. Горчичное дерево, имеющее ботаническое название Salvadora Persica, - это действительно крупное дерево, в тени которого могут укрыться не только птицы, но и взрослые люди. Называть его злаковым растением, наверное, будет не совсем корректно. Возможно, имеют место неточность перевода или слабые познания в ботанике. Тем не менее, мы видим, что Господь в притчах подтверждает свои слова яркими и образными метафорами, которые, конечно же, были понятны апостолам и помогали донести мысль образно.
Этот приём мы неоднократно увидим на страницах Евангелия: Спасителю необходимо было рассказать о сложных метафизических вещах простым людям - рыбакам, мытарям, ремесленникам, - используя понятные им, близкие бытовые образы и сравнения.