Мы не должны искать решений за пределами Евангелия

Проповедь иерея Максима Крупцова 19 сентября 2023 г., в день празднования Воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах) (IV)

Вспомним сегодняшнее Евангелие ещё раз. Фарисеи спрашивают у Господа: "Почему ученики Твои не ходят по преданию старцев, едят неумовенными руками хлеб, и ещё другие традиции, как омовение стеклянной посуды вспоминают и укоряют, что ученики Господа не совершают. Господь отвечает: "Добре пророчествова Исайя о вас, лицемерах, якоже есть писано: "Эти люди устами Мя чтут, сердце их далече отстоит от Мене. Всуе же чтут Мя, учаши учением, заповедем человеческим. Оставльше бо Заповедь Божию, держите предания человеческия"". Также Господь напоминает и указывает, что Моисей сказал: "Чти отца твоего и матерь твою, кто злословит отца или мать, смертью да умрет". Это была заповедь Божья. "А вы же глаголете, фарисеи". То есть, тот человек, который скажет отцу или матери "корван", то есть дар - то, что человек якобы посвящает Богу, уходит в такую аскезу, дар - то, чем пользовался ты от Меня, - и не оставляет ничего отцу своему или матери своей, преступаете Слово Божие из-за предания вашего. И подобная таковая многая, говорите.

Дальше Господь уже ко всему народу обращается: "Послушайте Меня вси, и разумейте: ничто же есть внешнее, входимо в человека, может осквернить его, но исходящее от него - та суть оскверняет человека. Аще кто имать уши слышати, да слышит". Что мы, бывает, слышим в этих словах Христа: "что ничто, что входит в уста, не оскверняет, но только то, что из уст исходит" - мы вспоминаем сразу, что в пост как бы ничего страшного, что-то съедим - пища нас не оскверняет, питие не оскверняет, а вот какое-либо сквернословие, какое-то резкое слово, что-то нецензурное - оно оскверняет, и нужно от этого устраняться, держать себя в руках.

Но послушаем же Христа. Господь приводит пример того, что действительно оскверняет человека, делает его недостойным Царствия Небесного, куда ничто скверное не входит. Господь говорит о том, что тех людей религиозных оскверняли именно их религиозные традиции, которые были так называемым преданием старцев.

И хитрый человеческий ум, искажённый грехом, от грехопадения прародителей накопившимся в человечестве, - этот хитрый наш, лукавый ум даже доброе дело, духовный труд, и духовные рекомендации, и религиозную духовую философию может использовать в осквернение, то есть в суд себе. И вот эти люди, фарисеи, уходя от ответственности, не хотя заботиться о своей семье, о своих родителях, как бы посвящали себя Богу - нашли такую лазейку, и удерживали своё состояние, свои деньги, своё имущество, что бы могло послужить близким людям. Они говорили: "Это дар Богу, я весь человек Божий, и это служит Богу". Это примерно то же самое, что если бы такой вот батюшка решил строить храм и сказал своим детям: "Давайте-ка вы там сами позаботьтесь, матушка, иди ещё на вторую работу устройся и как-то сами старайтесь, а я вот всё, что мне подадут, я буду на строительство собирать". Или вот: "У нас квартира в наследство осталась, я её продам и часовенку построю, а вам ничего не оставлю".

И это всё предания человеческие, это наши изыски, наши иллюзии, от которых Господь наш Иисус Христос пытается нас избавить, предупредить, чтобы мы не чудили, чтобы мы не осквернились этим, чтобы мы не сломали ни свою жизнь, ни жизнь наших близких. Господь напоминает нам заповеди Божьи. Господь предлагает быть проще, Он призывает к милосердию, к ответственности, к вниманию. В Евангелии от Иоанна сказано, что Бог так возлюбил мир - вот этот мир, не иллюзорный, настоящий, физический - что Сына Своего единородного отдал, и всяк верующий в Него не погибнет. Бог возлюбил мир, Бог скорбит, что этот мир лежит во грехе, во зле, он искажён страстью, грехом. Этот мир редко, когда творит волю Божию, этот мир вообще не хочет искать волю своего Творца, своего Отца Небесного. Этот мир постоянно ищет каких-то решений, тем самым всё дальше и дальше удаляется от Бога, и уже не может из этой скверны сам спастись, избавиться.

И нам стоит прислушиваться к словам Евангелия, не только заставлять себя читать Евангелие каждый день, как иногда бывает, нам советы такие даны. Мы должны ещё думать и вникать, и не питать своих иллюзий, не искать каких-то решений за пределами Евангелия: прочитали, а потом уже пошли советоваться с кем-то. Нам стоит дерзнуть посоветоваться с Самим Христом, побыть с Ним после прочтения Евангелия, побыть в тишине, помыслить и помолиться, чтобы Господь дал нам благую мысль поступать нам по Его воле, которая есть подлинное и истинное благо для людей. Ведь мы из Евангелия это видим, всё просто: "Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть". Аминь.
 

Аудио