Нам нужна правда Божия, а не наши ощущения

Проповедь иерея Максима Крупцова 19 июля 2023 г., в день памяти преподобного Сисо́я Великого (429).

Преподобный Сисой жил в конце четвёртого - начале пятого века, подвизался в египетских пустынях, был монахом, аскетом, постником, молитвенником - человеком, который шёл путём внутреннего делания, покаяния, преображения во Христе. Состарившись и предвидя свою скорую смерть, он просил Господа о том, чтобы Он дал ему ещё время для покаяния. В то же время окружающие его монахи, паломники удивлялись: как может он говорить о том, что ему не хватает времени для покаяния, если он уже воистину очищенный и просветлённый человек? Столько десятилетий уже в монастыре, никого никогда не осуждал, за всех молился, творил милостыню. На что преподобный ответил: "Братья, я не знаю, положил ли я начало своему покаянию". После этого явились ангелы и взяли его в Царство Божие.

Нам надо не восхищаться тем, какой он был подвижник, как умиленно наводил вокруг себя какое-то попечение. Мы часто вообще забываем о том, что осуждение ("судить") - это не только про то, чтобы признать поступки человека плохими, осуждение может быть и оправданием. Суждение - это и признание чего-либо великолепным, прекрасным, божественным. К этому суждению, псевдоположительному, примешано, конечно, лицемерие, когда хочется поддакивать, потакать тем людям, с которыми нам приятно. Господь нам говорит в Евангелии, что мы любим любящих нас. Нам, естественно, хорошо с теми, кто нас поддерживает, утешает. Мы судим: "Вот это - замечательный батюшка: подвижник, монах, а этот - не очень. Этот руки моет (как мы сегодня в Евангелии слышали), а эти не моют руки перед едой, предания старцев своих не исполняют. Кто-то молится перед едой, а кто-то не молится - грешные люди. Если не молится - значит, в субботу вместо всенощной на дискотеку ходит". Скорее всего, такие выводы выстраивают.

Но мы не знаем сердце человека. Преподобный Сисой не лукавил, не подыгрывал, не строил из себя никого, в нём не было кокетства. Духовный труд - это труд, это поистине благое и божественное дело. В нём нет места какой-то чувственности. Духовность - это школа того, чтобы свою чувственность, эмоциональность научиться отделять от подлинности, от трезвомыслия, от смиренномудрия, чтобы принять в жизнь свою Благодать Божию, а не описывать свои эмоциональные переживания. "Я в плохом настроении - это, значит, безблагодатно". Мы всё оцениваем, как чувствуем, по-другому не умеем. А вот святоотеческое Предание, к сожалению, плохо приживается в нас. Мы не читаем, не внимаем словам святых отцов о том, что есть у нас и воображение, и не надо ему поклоняться, есть чувственность, и мы тоже можем заблуждаться. И ангел света, как апостол Павел говорит, может вам явиться, но не спешите принимать, это бес может искушать, в том числе через какую-то ролевую игру, лицемерие.

Мы всё судим, рассуждаем, меряем по себе. Важно хотя бы начать замечать, что мы можем судить, будучи как бы благостными, добренькими, но это тоже будет осуждение, если на эмоциях, на чувствах, приятных переживаниях, и в этом лицемерии постоянно находимся. Постоянно ходим, улыбаемся: "Господи, спаси! Господи, благослови!", лишь бы только не спросить: "Как у тебя дела?".

Один современный наш подвижник (Господь благословил встретиться мне с таким опытом), духовник одного монастыря мне, молодому тогда человеку, сказал, когда я подошёл: "Батюшка, благослови, освятите мне иконочку". Батюшка уже был престарелый, ему было тяжело, здоровье уже никакое было, усталость, может быть, накопилась уже от постоянных исповедей, слушания людей. И он в сердцах сказал: "Слушай, иди, ставь свои свечи и думай, что они тебе помогут. Ты бы лучше спросил, как батюшка себя чувствует. Может быть, ему лекарства какие-то надо принести, может, помочь чем-то, отвести из храма до трапезной". Махнул рукой и пошёл дальше. И тогда произошло какое-то открытие через эту резкость, суровость, агрессивность.

Мысль пришла, что мы приходим в церковь со своим эгоцентризмом, мы хотим спасаться, получить внимание, утешение, мы хотим благодати Божией, благодати от людей. Со своими проблемам идём, у каждого они уважительные, часто бывают случаи сложные, тяжёлые - от этого мы никуда не денемся. Но Господь учит нас тому, что, чтобы преодолеть свои внутренние нестроения, мы должны обратить внимание на людей, на своих близких. Становятся близкими все те, кого мы встречаем в своей жизни, когда мы видим тех, кому хуже, чем нам. Господь в Евангелии говорит, что служение Богу - это есть служение людям, Господь говорит: "Я Сам пришёл не для того, чтобы судить, а для того, чтобы служить". А мы всё ищем какие-то переживания. Будем внимательны к своему сердцу: что мы делаем, когда хвалим, что мы делаем, когда поддакиваем. Не есть ли это осуждение, не есть ли это искушение какого-либо подвижника или другого человека. Когда мы хотим ему помочь, поддержать, говорим: "Да это ерунда, ты молодец, держись" - нет ли в этом какой-то фабулы? Когда мы как бы утешаем, а на самом деле человеку нужна трезвость, нужна правда. Нам нужна правда Божия, а не наши ощущения. Будем внимательны к житиям святых отцов, обязательно в них найдём каждый раз что-то для нас полезное, пищу духовную, дабы приобщаться к трезвомыслию молитвами святых преподобных отцов.
 

Аудио